Пруст Марсель (Proust) (1871-1922), французский писатель. В цикле романов «В поисках утраченного времени» (т. 1-16, 1913-27) усилием воспоминания (с особым вниманием к причудливым ассоциациям и явлениям «непроизвольной» памяти) воссоздаёт ушедшее время - людей, тончайшие переливы чувств и настроений, вещный мир, который предстаёт расшатанным, непрочным, недостоверным. Опыт Пруста - изображение внутренней жизни человека как «потока сознания» - преломился в творчестве многих писателей XX в.
* * *
ПРУСТ Марсель - ПРУСТ (Proust) Марсель (10 июля 1871, Париж - 18 ноября 1922, там же), французский писатель.
Биография
Отец Пруста был известным врачом и занимал важный пост в Министерстве здравоохранения, мать принадлежала к богатой еврейской семье родом из Эльзаса-Лотарингии. Марсель провел детские годы в Париже, уезжая на каникулы в расположенный недалеко от Шартра городок Иллье (ставший прототипом Комбре в романе «В поисках утраченного времени»). В девятилетнем возрасте он испытал первый приступ астмы, от которой страдал затем всю жизнью. Невзирая на слабое здоровье, с одиннадцати до восемнадцати лет он посещал парижский лицей Кондорсе (см. КОНДОРСЕ Жан Антуан Никола), где добился блестящих успехов в литературе и философии. В 1890, после кратковременной службы в армии, поступил в Школу политических наук, намереваясь стать профессиональным дипломатом. В литературу Пруст входил медленно и с робостью: писал журналистские эссе и лишенные драматизма рассказы, в которых уже присутствовало исповедальное начало. Они были опубликованы в сборнике «Утехи и дни» (1896), который остался незамеченным, несмотря на благожелательное предисловие Анатоля Франса (см. ФРАНС Анатоль). Блестящие стилизации любимых и вместе с тем беспощадно пародируемых прозаиков были изданы в 1919 под названием «Подражания и прочие мелочи». Пруст пробовал себя и в критике, но вскоре осознал, что рискует превратиться в поверхностного журналиста. Первый его роман «Жан Сантей» объемом в тысячу страниц оказался неровным и сбивчивым. Этот ученический опыт, созданный между 1896 и 1900 годами, увидел свет только в 1952 году. В 1908-1910 была написана литературоведческая книга «Против Сент-Бева (см. СЕНТ-БЕВ Шарль Огюстен)» (опубликована в 1954), содержащая основные положения прустовской эстетики. Замысел и неторопливая реализация художественной саги Пруста относятся к годам, последовавшим за смертью его матери в 1905. Здоровье писателя ухудшилось, и немногие друзья, которых он принимал, считали его ипохондриком. Пруст жил в своей легендарной комнате с пробковыми стенами, наглухо закрытой для доступа внешних запахов и шума. Время от времени он посещал нормандский городок Кабур (названный в романе Бальбек) или выходил из дома, чтобы полюбоваться скульптурами и архитектурой какой-нибудь старой церкви. Лишь немногие из его светских знакомых считали его настоящим писателем. Завершив в 1911 «В сторону Свана» - первую часть своей огромной прозаической симфонии, он нашел для нее издателя лишь через два года. Даже лучшие критики, озадаченные длинными предложениями и усложненным поэтическим стилем, не сумели понять, что новый взгляд на мир требует новых выразительных средств. Когда в 1918 появилась вторая часть «Под сенью девушек в цвету», настроения публики изменились. Получив престижную Гонкуровскую премию (см. ГОНКУРОВСКАЯ ПРЕМИЯ), Пруст покинул свое убежище и стал бывать в свете, продолжая вместе с тем лихорадочно работать над разрастающимся романом. Третья часть «У Германтов» оказалась настолько длинной, что была издана в два приема: первый том появился в 1920, а в 1922 второй том вышел одновременно с книгой, где была предпринята смелая попытка фронтальной атаки на общественные предрассудки - два тома под названием «Содом и Гоморра», опубликованные в 1921 и 1922 , составляют четвертую и пятую часть романа. Три части главного труда Пруста были опубликованы посмертно: «Пленница» (1924), «Беглянка» (1925) и, наконец, «Обретенное время» (1927) - последняя часть и своеобразное завещание, где раскрываются психологическая структура романа и творческое кредо автора.
«В поисках утраченного времени»
Хотя наследие Пруста не ограничивается одним романом, в сравнении с ним все другие его произведения выглядят как черновики и подготовительные материалы для основного труда. Искусство писателя вырастало из импрессионизма. Интрига в романе практически отсутствует: вместо нее функцию цементирующего вещества огромной конструкции, которую автор любил сравнивать с готическим собором, выполняют ощущения, приводящие в действие механизм непроизвольной памяти и связующие прошлое с настоящим, - так, когда рассказчик Марсель ощутил вкус размоченного в чае печенья, из чашки медленно выплыл городок Комбре, в котором прошли лучшие дни его жизни. Благодаря идентичным ощущениям, сплавляющим воедино различные моменты жизни повествователя, а также искусству психологического анализа прошлое избегает забвения и обретает спасение от смерти в искусстве. Пруст полностью разрушил форму романа девятнадцатого века с его упорядоченным и рациональным воспроизведением жизни. Созидательной силой художественного творчества становится память: неумолимый бег времени, влекущий человека к старости и смерти, останавливается в счастливые мгновения торжества, когда внезапно нахлынувшее прошлое освещает мрак настоящего - таким образом, искусство побеждает время.
ПРУСТ Марсель (Proust, Marcel)
МАРСЕЛЬ ПРУСТ. Портрет работы Ж.Э.Бланша.
(1871-1922), французский писатель. Родился в Париже 10 июля 1871. Его отец был известным врачом и занимал важный пост в министерстве здравоохранения. Мать принадлежала к богатой еврейской семье родом из Эльзаса-Лотарингии, была начитанна, чувствительна, умна и оказала большое влияние на сына. Детские годы Пруст провел в Париже, уезжая на каникулы в городок Иллье (в романе В поисках утраченного времени назван Комбре), недалеко от Шартра. В возрасте девяти лет у Пруста обнаружилась астма, от которой он страдал всю жизнь; в конечном счете она стала и причиной его смерти. Болезнь, вызванная отчасти причинами психосоматического характера, часто обострялась и сопровождалась страхами, бессонницей, расстройством пищеварения и чрезмерной чувствительностью. Мать любовно выхаживала сына, и Пруст, подобно своему персонажу Марселю, с которым у него много общего, наслаждался тревогой близких и возможностью нарушать правила строгой дисциплины, установленные отцом для воспитания детей. С одиннадцати и до восемнадцати лет Марсель посещал парижский лицей Кондорсе, где добился блестящих успехов в литературе и философии. Школьные товарищи его недолюбливали за женственность и изысканные манеры. Он восторгался французскими классиками, Ж.Мишле и поэтами-парнасцами; позднее увлекся творчеством А.Франса, Ж.Э.Ренана, Ш.Бодлера и, в меньшей степени, поэтов-символистов. Он переводил небольшие работы Д.Рескина, хотя его английский всегда оставлял желать лучшего, читал Джордж Элиот по-французски, а в последние годы стал поклонником Достоевского. Он почти ничего не знал о жизни в других странах, и совместная с матерью поездка в Венецию стала одним из немногих приключений в его жизни завзятого домоседа. В 1890, исполняя желание родителей, Пруст стал слушателем парижской Школы правоведов и Института политических наук. Но сердце его принадлежало литературе, и он проводил много времени в светском обществе, где встречался с эстетами, рафинированными музыкантами и дамами, царившими в парижских салонах. Пруст писал журнальную эссеистику и бесконфликтные рассказы. Они были опубликованы в сборнике Утехи и дни (Plaisirs et les jours) в 1896. Блестящие стилизации любимых и вместе с тем беспощадно пародируемых прозаиков (О.Бальзак, Э. и Ж.Гонкуры, Г.Флобер и Ренан) были изданы в 1919 под названием Подражания и прочие мелочи (Pastiches et mlanges). Он пробовал себя в критике, превознося достоинства Бальзака и обвиняя Ш.О.Сент-Бева в косности, из-за чего тот не мог понять своих современников. Неровный роман Жан Сантей (Jean Santeuil), его ученический опыт, созданный между 1896 и 1900, был опубликован в 1952. Замысел и неторопливое воплощение в жизнь художественной саги Пруста относятся к годам, последовавшим за смертью его матери в 1905. Здоровье писателя ухудшилось - не в последнюю очередь из-за прискорбных привычек: ночами он бодрствовал, спал днем, принимал множество лекарств и постоянно жаловался на усталость, хотя продолжал непрерывно работать над романом. Немногие друзья, которых он принимал, считали его ипохондриком. Он превратился в законченного пессимиста: ему казались фальшивыми все чувства, и особенно любовь, которая неизбежно приносит разочарование, поскольку любящий идеализирует любимое существо и не способен к трезвой оценке. Пруст сменил несколько квартир в Париже. Он жил в своей легендарной комнате с пробковыми стенами, наглухо закрытой для внешних запахов и шума. Время от времени он посещал нормандский городок Кабур (названный в романе Бальбеком) или шел полюбоваться скульптурами и архитектурой какой-нибудь старой церкви. Когда в 1912-1913 была завершена первая часть его по-вагнеровски огромной прозаической симфонии, он не нашел для нее издателя. Даже лучшие критики, озадаченные длинными предложениями и усложненным поэтическим стилем, не сумели принять новый взгляд на мир, требовавший новых выразительных средств. В 1913 Прусту удалось опубликовать роман По направлению к Свану (Du Ct de chez Swann). Когда в 1918 появилась вторая часть, Под сенью девушек в цвету (A l'ombre des jeunes filles en fleurs), настроения публики переменились. Пруст получил престижную Гонкуровскую премию, которая способствовала последующему успеху его книг. Он покончил с затворничеством, стал принимать немногих восторженных поклонников, нашел время для публикации нескольких небольших эссе, продолжая работать над разрастающимся романом. Третья часть, У Германтов (Du Ct de Guermantes), оказалась настолько длинной, что была издана двумя выпусками, первый вышел в 1920. Критики встретили роман благосклонно, однако отметили несовершенство архитектоники. Раздраженный автор дал понять, что в законченном виде пятнадцатитомный роман представит столь же выверенную конструкцию, как готический собор. В 1921 второй том У Германтов появился одновременно с книгой, где Пруст предпринял необычайно смелую попытку фронтальной атаки на общественные предрассудки - два тома под названием Содом и Гоморра (Sodome et Gomorrhe), опубликованные в 1921 и 1922, составляют четвертую и пятую части романа. На исходе лета 1922 Пруст сильно простудился; практически отказавшись от еды, он пил холодное пиво в качестве средства против астмы. 18 ноября, ближе к вечеру, он скончался. Три части главного труда его жизни, просмотренные им лишь частично, были опубликованы посмертно: Пленница (La Prisonnire) - самое глубокое изображение ревности во всей мировой литературе; Беглянка (Albertine disparue) - слабейшая часть романа; и Обретенное время (Le Temps retrouv) - эстетическое завещание Пруста, величественное и печальное откровение, проясняющее психологическую основу романа и творческое кредо автора.
ЛИТЕРАТУРА
Пруст М. Собрание сочинений. В поисках за утраченным временем, тт. 1-4. Л., 1934-1938 Андреев Л.Г. Марсель Пруст. М., 1968 Пруст М. По направлению к Свану. М., 1973 Пруст М. Под сенью девушек в цвету. М., 1976 Пруст М. У Германтов. М., 1980 Пруст М. Содом и Гоморра. М., 1987 Пруст М. Пленница. М., 1990 Пруст М. Беглянка. М., 1993 Ревель Ж.-Ф. О Прусте. М., 1995 Набоков В.В. Пруст. - В кн.: Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998